Защита брендов и юридический дизайн решений

Защита брендов и юридический дизайн решений

43
0

Однажды пожарного спросили, чем отличается скрипка от виолончели. На что тот ответил, что одна из них дольше горит. Так и я, как юрист, просматривая многочисленные варианты дизайнерских решений, определяю не только красоту и функциональность, а скорее оригинальность. Потому что мне кажется, что в работе любого дизайнера креатив должен быть оригинальным, а не ворованным. К сожалению, на рынке все больше появляется имитаций под успешно раскрученные брэнды. Примеров таких имитаций более чем достаточно. Большая часть этих имитаций создана по прямому указанию заказчика, который желает сэкономить время и деньги на вывод своей продукции на рынок. Однако встречаются и заимствования дизайнера, который полагает, что заказчик не очень компетентен.

Не зависимо от того, по чьей инициативе эти имитации выходят на рынок, они все равно остаются имитациями.

Всякая оценка относительна. И говорить о том, что имитация — это плохо или хорошо можно долго и долго. Но все это бессмысленно, поскольку очевидно, что с точки зрения заказчика это выгодно (особенно в случае его инициативы), а дизайнеру «немного неловко». В данном случае скорее должны работать не правила оценки хорошо — плохо, а правила корпоративной этики. По моему мнению, только внутренняя совесть и самоуважение дизайнера к своему труду и к труду своих коллег по цеху может остановить этот вал имитаций. Именно поэтому я призываю коллег по нашему цеху еще раз подумать перед сдачей заимствованной работы заказчику.

Для заказчиков «честного» дизайнера я могу порекомендовать создание комплексной юридической защиты. Ибо после некоторых денежных вливаний творение дизайнера несет не только функцию креатива, но и функцию идентификации товара на рынке. Еще Огилве говорил, что все рекламные бюджеты аккумулируются в брэнде. При этом под брэндом принято понимать не только имя продукта, но и его дизайн, его упаковку, его рекламные плакаты, рекламные ролики и все прочее, что позволяет потребителю узнать товар. Именно поэтому защите брэнда сегодня уделяется так много внимания.

Можно провести аналогию юридической защиты брэнда с защитой автомобиля. Сегодня всем очевидно, что любой автомобиль: и жигули, и мерседес, необходимо оборудовать охранной сигнализацией. Очевидно также, что чем дороже автомобиль, тем более мощная и сложная сигнализация должна его охранять. Это правило действует и в отношении брэндов. Чем больше рекламных денег аккумулируется в данном дизайне (например, логотип или упаковка), тем выше привлекательность для имитаторов, и тем больше необходимость комплексной юридической защиты данного элемента брэнда.

На сегодняшний день юристы располагают достаточно развитым инструментарием для защиты дизайна. В первую очередь это режим товарного знака, у которого есть великолепная зона охраны. Она связана с тем, что нарушением товарного знака по Закону признается использование обозначения не только тождественного (идентичного), но и «сходного до степени смешения». Иными словами, если дизайн упаковки защищен в качестве товарного знака, то в случае его имитации, например, замены мелких деталей дизайна, не изменяющих общее представление в целом, данная имитация будет считаться нарушением товарного знака.

Следующим инструментом защиты работы дизайнера является промышленный образец. Этот режим чаще всего применяют при защите упаковок, поскольку согласно Патентному закону промышленный образец — это художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Как и товарные знаки, промышленные образцы регистрируются в Патентном ведомстве России, и для этой защиты, целесообразнее всего обращаться к патентным поверенным.

Следующий элемент юридической защиты дизайнера не требует никаких регистраций в государственных органах и не требует привлечения дорогостоящих специалистов. Это режим авторского права. Авторское право возникает автоматически после создания самого произведения. Самая большая проблема в защите авторских прав дизайнера заключается в подтверждении авторства дизайнера и времени создания произведения. Эта задача решается очень легко, быстро, дешево.

Это способ называется почтовое депонирование. Суть этого способа заключается в том, что автор некоего дизайна (или любого другого произведения — объекта авторского права) распечатывает свое творение на бумаге или записывает на CD-rom, упаковывает в конверт или бандероль, и отправляет заказным письмом с уведомлением самому себе. Да-да, именно самому себе. Получив данный конверт, автор не должен его вскрывать. Именно этот запечатанный конверт, на котором проставлены штемпели времени прохождения через почту, является весьма надежной охранной грамотой автора. В случае возникновения спора, автор представляет данный запечатанный конверт в подтверждение своего авторства и времени создания произведения. При необходимости судья вскрывает данный конверт и, если содержимое конверта похоже на используемое имитатором, то суд чаще всего выносит решение в пользу истинного автора. С помощью этого простого и дешевым способом мы неоднократно выигрывали споры, поэтому российскими судами данная методика принята полностью.

В заключение еще раз хотелось бы пожелать дизайнерам оригинальных, не заимствованных решений, а их заказчикам — юридической защищенности.

П.С. Метвиенко Юрий (автор сайта http://www.finrostbank.com.ua)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ