Социализация и социальные функции

Социализация и социальные функции

592
0

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет
принцип социальности государства: “Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека”. Оценка реалий жизни нашего
общества дает основание для вывода о том, что приведенное выше положение
Конституции можно расценивать лишь как программную установку, поскольку в
нынешних условиях государство не имеет ни долговременной социальной политики,
ни стабильной экономики, ни ориентации на принципы права, без которых
невозможно осуществление социальной функции. Однако развитие социальной
государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым
хочет стать Россия. Поэтому важно обратить внимание на причины неблагополучия с
осуществлением социальных аспектов государственности и попытаться определить
способы их преодоления.

Прежде всего, следует отметить различие условий, в которых
происходило формирование социальной государственности в развитых
капиталистических государствах, с одной стороны, и условия, в которых
выдвигается задача формирования социальной государственности в России — с
другой.

Как было показано выше, вопрос о социальных функциях https://pedagogika.org/index/socialnyj_faktor_formirovanija_lichnosti_ponjatie_socializacija/0-18 возник
на Западе уже в ситуации прочно утвердившейся правовой государственности, когда
период агрессивного “первоначального накопления” сменился рынком, в конечном
счете действующим в границах права. Признание социальности государства, которое
неизбежно связано и с признанием определенного воздействия государства на
экономические процессы, не могло в этих обстоятельствах перейти границы права и
привести к применению административно-командных методов регулирования
экономики. Использование гибкой экономической политики и постоянный поиск
баланса между экономической свободой и осуществлением социальной функции стал
основным способом осуществления социального назначения государства.

Задача формирования социальной государственности выдвигается
в России в условиях, когда она не обрела опоры в праве, в правах человека.
Возникает ситуация, при которой социальное государство рассматривается не как
новый этап развития правового государства, являющийся следствием обретения
последним четких правовых характеристик, нормализующих и упорядочивающих жизнь
людей, а в обстановке правовой разрегулированности и нестабильности, правового
нигилизма, неуважения к правам индивидов. Это приводит к хищническим способам
“первоначального накопления”, несовместимым с правом, активным вторжениям в
сферу экономики мафиозных структур и коррумпированных чиновников.

Реформирование экономики не привело к разделению
собственности и власти, не создало “среднего слоя” собственников. Подавляющее
большинство населения России в результате “ваучерной приватизации” лишилось
надежд стать собственниками. Стихийная неупорядоченная приватизация
партийно-государственной собственности, вышедшая из-под контроля государства,
приводит к превращению бывших государственных монополий в монополии
корпоративного типа. Либерализация цен произошла в условиях сохранения
монополий. Реальная конкуренция отсутствует. Это ведет к концентрации огромных
богатств в руках небольших групп людей и к обнищанию значительной части
населения. Перекосы в демонополизации и приватизации не только отодвигают
вопрос о выравнивании неравенств, но и ведут к нарушению изначального принципа
“равных возможностей”. Идея равенства и автономии индивидов нарушена на старте
новых экономических процессов. “Можем ли мы с уверенностью говорить о растущей
автономии индивида, если подавляющее большинство этих индивидов не обладает ни
гарантированными в достаточной мере правами собственности, ни самой этой
собственностью в сколько-нибудь приличных размерах”1.

2. Вопрос о социальной государственности возник на Западе
тогда, когда был создан мощный экономический потенциал, позволяющий
осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы
и автономии собственников. Реакцией на любое экономическое неблагополучие
(падение производства, стагнация экономики) было неизбежное сокращение
социальных расходов. Стало быть, “накопление народного богатства” — непременное
условие реальности осуществления социальной функции государства.

Такие условия в России отсутствуют. Происходит резкое
падение производства. Не достигнуто пока даже относительной стабилизации
экономики.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ